yangur (yangur) wrote,
yangur
yangur

Categories:

Железнодорожные поиски.

1941

Продолжая традицию отмечать день освобождения Одессы специальными встречами с друзьми-краеведами, я выбрал на этот раз железнодорожную тему. А именно - найти точное место вот этого крушения и пройти по насыпи вдоль индустриальных пейзажей до Сахарного завода на Пересыпи.


Событие на фото не относится к 1944 года, хотя в сети есть снимки другого крушения того периода. Так или иначе, если какая-то армия оставляет город - нужно взорвать всё, что невозможно унести, а ещё лучше вместе с дорогой. Так было у немцев, но ещё раньше так было и у нас.
Эвакуация войск происходила в спешке и по возможности скрытно. Хотя весь город видел, что творилось в порту. Последние дни, видимо, происходил полный аврал. Бросали уже даже вполне годную технику. В предыдущем моём вчерашнем посте на фото в порту это видно.
Что и когда произошло на жд перегоне в порт у Пересыпи, я пока однозначно сказать не могу. Или это спланированная акция - разрушить пути и уничтожить два состава, или это случайная авария и брошенная техника - неизвестно. Немцы пишут в своих СМИ, что это сознательное разрушение.
Изначально я вообще думал, что это одна из акций партизан. Ведь писали про пущенный под откос поезд с фашистами на Заставе, тогда ещё вроде там 250 человек жертв было. Но это не Застава. Да и не станут немцы повсюду в европейских газетах афишировать свои промахи (как, допустим, со взрывом здания на Маразлиевской, которое произошло в эти же первые дни оккупации). В газетах об этом что-то я ничего не встретил. А об этом событии - пожалуйста.

5-11-41

Фото из голландской газеты от 5 ноября 1941 года. Ракурс очень известный. Его уже давным давно нашли наши краеведы.

26

Немецкая "Deutsche Zeitung im Ostland" от 26 октября. Фото чуть другое, позволяет оценить масштаб крушения. Ниже (в кадр не попало) ещё примерно на столько же метров, как и на самом фото валяется вагонов! Легко можно найти аналоги с первым снимком в посте. Видимо до самого моста (20 линии трамвая) было.

Я не уверен, было ли тут столкновение двух поездов "влоб", или просто взорвали мину у развилки, но всё же склоняюсь к первой версии. Только из-за сознательного столкновения вагоны могут так разлететься вправо-влево от насыпи на протяжении нескольких сотен метров, как видно на фото.
Последние составы шли в порт и их решили уничтожить, чтобы по этим же рельсам немцы не смогли бы попасть в район непосредственной эвакуации. Но решение очень глупое. Достаточно было просто взорвать пути в нескольких местах. Зачем составы-то сталкивать?! Ведь вагоны вполне могли на дома упасть. Хотя кто о людях думал в середине октября? Тут скорей бы самому убраться из города. (Я говорю о тех, кто отдавал приказ о крушении).

00

Целиком фото с максимальном разрешении.

03

Крупно детали из немецкой газеты.

02

01

Вот ещё снимки крушения с земли.

C46MMF2

Местный народ активно разбирал солярку вёдрами.

28-10-41

Правда, уже стоит охрана. Вдали видны трубы мукомольного завода на Пересыпи.

10

Крушение попало даже в кадры кинохроники.

11

13

Так или иначе, эта линия на некоторое время была непригодной для движения. Хотя я бы уничтожил и две соседние. Чтобы весь треугольник был мёртвым. (Кто его знает, может так и было, документов пока не встречалось).

33

Стрелкой показано точное место крушения. Соседняя (и главная) линия с Заставы на Сортировочную - и мост - остались целые.

Есть ещё такие снимки...

10-04-1944

Я поначалу думал, что это тоже самое событие.

10-04-1944а

Но это вот как раз 1944 год. Где именно - не понятно, мало информации. Насыпь похожа на нашу, пересыпьскую.

1944

Вернёмся в нынешнее время.

IMG_20190407_144752

Вот эта самая развилка. Справа - дорога в порт, слева - на Сортировочную, и на Николаев. Позади - Застава.

IMG_20190407_144546

Справа от насыпи внизу жилых домов уже нет, только контуры забора напоминают прежние линии дорог. Да дальше в кадре видны 2-х и 3-х этажные здания, они есть на старых снимках 41 года.

Мы, конечно, даже не пытались найти какие-то следы. Тут уже столько перестроено! Найти что-либо если и можно было - то только с металлоискателем. Может кто сунется))

Идём по дороге на Сортировочную. Справа в треугольнике дорог приютился бывший 1-й Хлебзавод города.

IMG_20190407_145605

Тут почти всё местное "мелкое" население в советское время рано или поздно "клянчило" у рабочих "булочку-хлебушек покушать")) Я уже не раз писал об этом, искать надо по тэгу Пересыпь.

IMG_20190407_150803

И не то, что бы мы голодали. Нет! Просто сам факт куда-то пойти-полазить и что-то добыть перекрывал по крутости любую игру во дворе, показ мультиков по тв или поход в кино.

IMG_20190407_151010

Мы подходим к мосту. Внизу - линия 20-го "камышового" трамвая на Хаджибей. Прямо перед нами мост теплотрассы, построенный в каком-то подобии стиля ар-нуво! Интересно, кто проектировал)

IMG_20190407_151444

Я считал, что этот мост является частью линии Одесса-Бахмач, которую планировали построить в 1914 году. Якобы тут должно быть спрямление путей по территории будущего ТЭЦ. А потом её забросили. Остатки сооружений через жд линию ведущую со стороны Сортировочной в порт видны в фильме "Зелёный фургон" 1959 года.



И я очень хорошо их помню из детства. Когда строили автомобильную эстакаду их разрушили окончательно.
Но, благодаря Максиму (RANKE на одесском форуме) выяснилось, что это всё-таки мост, специально построенный для будущей линии теплоцентрали. Построенный до войны!



Вот документ 1939 года о планируемом строительстве.

тэц

Снимок 41 года после взрыва дамбы на лимане, когда затопило всю Пересыпь. Стрелкой показана эта линия из (тогда ещё) двух мостов. Также тут можно разглядеть корпуса проходной и зданий самой ТЭЦ.

Сейчас тут вот так.

IMG_20190407_151521

Идём дальше. Слева корпуса (или пустыри от них) бывшего завода им. Дзерджинского. Там делали проволоку, гвозди и всякую металлическую мелочь.

пус

Сейчас завод, как и почти все у нас, еле живёт. Что-то работает, многое в запустении.

пус1

Но охрана бдит, круги по контуру наяривает))

пус2

Далее видны бочки нефтеперерабатывающих предприятий. Вот как они выглядели тогда.

seconde-guerre-mondiale-siege-dodessa-1941-c46mkd

Какие-то маскировочные сетки скрывали их от самолётов. Малоуспешно, судя по всему.

seconde-guerre-mondiale-siege-dodessa-1941-c46mm7

Справа от нас высятся трубы ТЭЦ.

IMG_20190407_153035

Здесь я умудрился попасться охране, когда делал снимки трубы снизу в 1999 году. Ракурс был потрясающим. Залез я туда спокойно, тогда тут повсюду были дыры, что машина могла заехать. Но, вместо того, чтобы тут же свалить, я решил прогуляться по территории, как когда-то. Вообщем, всё окончилось благополучно, только пришлось засветить плёнку с видами "режимного объекта". А жаль, там же были снимки солнечного затмения...

IMG_20190407_153902

Забавно - снимай, что хошь с дороги - никто не словит. Но не с территории!

пус3

Виды не то чтобы крутые. Всяк из поезда видит это. А мне так и подавно, скучновато. Только ностальгично немного. Ведь это места детских игр. Мы сюда регулярно ходили за абрикосами-виноградом и "рудой", круглыми бордовыми камешками-пульками для рогаток, которые тут валяются между шпалами. (Не один десяток стекол было выбито в ближайших корпусах...) Что за "руда", неясно до сих пор)) Но её тут завались! А ещё на территории ТЭЦ одно время на пустыре валялись в немерянном количестве - кучами - металлические шарики. С 5 см в диаметре. Я сначала не поверил, когда мне в школе их показали. И по огромному секрету выдали место. Можно было просто прийти и взять, сколько унесёшь. Ведь это целое "богатство" для мальчишки! Просто крутить пальцами для развития моторики. кидаться-играть во французскую игру "петанк", название я прочёл сейчас в википедии)) А правила мы тогда сами выдумывали. Шары мы заменяли на пуговицы. И вот теперь, набрав их с десяток, можно было устроить настоящую игру!
Вообщем - это было чудо.



У меня пара сохранилась до сих пор))
А ещё было необычайно чувствовать себя Сталкером, который проник на пустыри ТЭЦ и повсюду кучками лежат эти шары, словно следы пришельцев, разбросанные "на обочине"))

Вообщем, боевые места.

пус4

Вряд ли молодое поколение, создавшее эти граффити, догадается какие тут были страсти и поймёт меня))

Мы бегали вдогонку за грузовыми поездами, которые тут притормаживали, чтобы "покататься" на последнем вагоне, а когда он набирал скорость, спрыгивали, и наши варежки оставались примёрзшими там, навсегда уносясь в неизведанные дали...

пус5

Между тем, мы подошли к тому месту, которое я хотел также показать ребятам. Это задний фасад главного админ корпуса бывшего Автосборочного завода. Это именно то здание, которое изначально строилось как пассажирский вокзал линии Одесса-Бахмач. Всё переиграла первая мировая и последовавшая за ней революция. Здание осталось, но уже не как вокзал.

На снимках люфтваффе видно, что и оно пострадало от бомбёжек.

автосборочный

автосборочный2

автосборочный3

автосборочный4

Сейчас перед ним складские помещения и контейнерная площадка, но нам всё равно удалось найти точку, откуда можно увидеть тыльный фасад здания.

пус6

Разочаровал меня фасад. Никаких намёков на вокзальную принадлежность. Видимо, всё уже давно тут заштукатурено и не раз.

Вокруг тут валялось вдоль дороги куча строительного мусора, в котором случано были найдены следы старой Одессы. Кирпичи, родимые)) И немецкая плитка.

кир

LONDON у меня уже есть но этот с дополнительными инициалами. Не удержался, забрал. А там ещё валяются!))



Вот такие клейма.



Так что самое ценное, как обычно, валяется под ногами))

После находок мы разделились. Кто располагал временем остались ещё на один "вояж"))
Вторая часть путешествия пролегала на территории улочек, известных под общим названием Лиманчик-2.

лим

Почти исчезнувший, очень отдалённый от даже простых магазинов, район в предверии Полей Орошения. Опустевший ещё в 70-х годах, когда в Одессе была вспышка холеры.

лим1

Вот это настоящая "малина на Ставках" из "Зелёного фургона". Далее цитата из повести -
"Они шли через пустыри, мимо бесконечных заборов из желтого песчаника, утыканных сверху осколками бутылок, выбирая дорогу среди обрезков кровельного железа, тряпья, жестянок, битого стекла, куч навоза и дохлых кошек.
Прохожие почти не встречались, да и самое название «прохожий» не вязалось с видом людей, пробиравшихся иногда по пустырям и переулкам Ставков. Эти встречи вызывали у мирного путника такое же чувство, какое испытывает горожанин, впервые попавший в деревню и увидевший на пути своем бодливую корову."

лим2

лим3

Всё есть, кошки, заборы, прохожие))

Когда-то я тут тоже лазил. И делал фото. На одном из них, на заборе дома без покатой крыши было отчаянное "Люди живут!" Наверно, чтоб не снесли случайно ненароком.
Жуткое место ночью. Хотя днём вполне ничего.

выт

И в завершении пути мы проходили мимо одного заброшенного здания. Это - бывший одесский медвытрезвитель. Здесь моя мама работала в конце 70-х, когда мы только-только приехали в Одессу. Я ещё ходил в садик. И иногда был у неё на работе. Даже ночевал тут на втором этаже. Помню алкоголиков шумных и страшных, которых привозили на ночь. У них выворачивали карманы и все выгребали на стол. Даже один брелок запомнил в виде миниатюрного кинжала с ножнами! Очень хотел потом себе такой же найти. Но... эксклюзив! Наверно где-то в зоне делали.
Вот фото с тех времён.

70

А сейчас тут ветер гуляет меж стен...

выт2

Вот такой был поход. Спасибо всем за компанию.
В следующий раз будет не знаю когда, но будет снова интересно!))


Tags: 2-я мировая война, Одесса, Одесса историческая, Пересыпь, газетные вырезки, мосты, очень личное, паровозы, поиски, праздники, путешествие в прошлое, старые фото, фото, фотосравнения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments